Блог супер мамы

Когда ребенок начинает говорить? Нормы и сроки

Самое драгоценное
Самое драгоценное

Нет ничего более ценного в мире, чем наш ребёнок. Появление долгожданного малыша - радостное событие в жизни любых родителей. Время идет незаметно, дни складываются в месяца, и в конце концов наступает тот период, когда ребенок должен начать говорить. Всех без исключения родителей волнует этот вопрос, волнует развитие ребенка, правильно ли он развивается? Некоторые впечатлительные мамы зацикливаются на рассказах других родителей о том, что их ребёнок в 10 месяцев уже разговаривает, и огорчаются из-за того, что их малыш еще не говорит. Не стоит фиксировать внимание на таких моментах. Развитие каждого ребёнка сугубо индивидуально, и не существует четких границ, когда тот или иной ребёнок должен начать говорить. Всё зависит от индивидуального развития ребенка, взаимодействия родителей с малышом, и, в некоторых случаях, от генетики. Если в семье дети начинали говорить поздно, не стоит ждать от потомка в раннем возрасте лингвистических достижений. Однако не стоит перекладывать всю ответственность на внешние факторы. Важно следить за развитием вашего малыша чтобы понять, не отстает ли он в речевом и интеллектуальном развитии. В нашей статье мы приведем некоторые параметры развития ребенка. Конечно, это лишь усредненный показатель нормы. Но это может служить ориентиром для родителей, для обращения к специалисту, если ребенок слишком далеко выходит за границы этих показателей.

Причины задержки развития речи у ребенка

Пообщайтесь с ребенком
Пообщайтесь с ребенком

  1.  Недостаточный вербально-эмоциональный контакт с ребенком. Мама редко разговаривает с ребенком, в основном занимается своими делами. Ребенку с самого раннего детства необходимо вербальное общение с родителями. Даже если он ещё совсем маленький и пока не говорит, в это время в его мозгу накапливается пассивный речевой запас, состоящий из слов и привязанных к ним понятий, который формируется при общении со значимыми взрослыми.
  2. Состояние стресса у ребенка. Если родители скандалят при ребенке, разговаривают на повышенных тонах, ребёнок не чувствует себя в безопасности. Это негативным образом сказывается на его развитии. Стресс и страх тормозят познавательные функции и развитие речи.
  3. Не менее вредна для развития речи и гиперопека. Если мама понимает по движению брови ребенка и по издаваемым им звукам  все его желания, и немедленно бросается их исполнять, у ребенка не будет мотивации развивать речь, чтобы взаимодействовать с окружающими взрослыми.
  4. Нейросенсорная незрелость мышц рта. Основные признаки этого состояния: ребёнок предпочитает мягкую пищу твёрдой, трудно глотает, еда часто вываливается у него изо рта. Присутствует повышенное слюноотделение, превалирует ротовое дыхание. В ряде случаев это состояние можно поправить путем тренировки мышц рта при помощи специальных упражнений. Рекомендованы любые упражнения с напряженным смыканием губ. Хороший эффект даст выдувание мыльных пузырей, свистульки, дудки. Также неплохой эффект дает питье сока через соломинку, имитация звуков животных, машин, поездов.
  5. Нарушение концентрации слухового внимания. Иногда бывает связано с нарушениями функций мозга. Ребёнок не слышит второстепенных фоновых шумов, не понимает сложные предложения. Для коррекции этого состояния необходимо читать ребёнку уже знакомые ему книги, привлекая его внимание к звучанию каждого слова. Для развития слухового внимания иногда нужно заменять в привычном стихотворении знакомое слово на другое, чтобы ребенок учился выделять его на слух. Общаться с такими детьми нужно, четко проговаривая каждое слово и действие.
  6. Проблемы со слухом. Речевое развитие ребенка при проблемах со слухом значительно замедляется. Важно зафиксировать это состояние как можно на более ранних сроках, чтобы не упустить момент, когда ещё можно что-то сделать. Основные признаки проблем со слухом: новорождённый не реагирует на громкие резкие звуки, в 3-4 месяца не поворачивает голову  к источнику звука, к 8 месяцам ребенок не повторяет несложные слоги и не лепечет, с 8 месяцев и далее не реагирует на речь близких, не пытается вербально взаимодействовать с ними.

Основные этапы развития речи ребенка

До шести месяцев

Малыш до полугода
Малыш до полугода

Когда ребенку исполняется один месяц, он начинает реагировать на речь взрослых людей, успокаивается когда слышит мамин голос. По достижению трех месяцев ребёнок оживляется при общении со взрослыми, на обращенную к нему речь в ответ гулит, в его речи появляются согласные звуки. В пять месяцев ребёнок пытается определить источник звука, поворачивая к нему голову, реагирует на интонацию голоса родителей, и сам голосом выражает эмоциональную реакцию. К полугоду ребёнок начинает произносить первые слоги - "ма", "ба", развивается понимание речи.

От шести месяцев до года

Годовалая малышка
Годовалая малышка

К восьми месяцам ребенок начинает говорить слогами: "ба-ба", "ма-ма". Проскальзывают и другие гласные и согласные звуки. После десяти месяцев в лексиконе ребенка появляются первые слова, состоящие из несложных слогов: "мама", "ляля", "пока", "дай", "на". В год ребёнок уже может знать около десяти слов, состоящих из двух слогов, развивается понимание речи. Ребёнок по просьбе ищет указанный предмет или человека, понимает слово "нельзя". Важные слова - "мама", "папа", произносятся осознанно, с обращением. От одного года до трех лет словарный запас ребёнка пополняется очень быстро, так как ребёнок активно познаёт мир.

От одного года до двух лет.

Два года
Два года

К полутора годам ребёнок говорит достаточно много слов, понимает, что от него хотят родители, показывает пальчиком знакомые предметы или животных на картинке в книге, которые ему знакомы. Может показать пальчиком некоторые части своего тела. Ближе к двум годам ребёнок может указать по просьбе почти все части своего тела, пытается соединять слова в короткие предложения. В словарном запасе ребенка до двух лет может быть от 15 до 40 слов.

От двух лет до трех

Трехлетние почемучки познают мир
Трехлетние почемучки познают мир

К двум годам словарный запас ребенка составляет от 50 слов. Ребенок понимает словарное обозначение несложных действий, понимает определение "тебе", "мне". В два с половиной года начинает понимать варианты действий. Например, дифференцировать по вопросу, кто стоит, а кто лежит. Понимает значение предлогов. Может запомнить счет до пяти. В три года ребенок активно говорит, задает вопросы, знает как его зовут, сколько ему лет и где он живет, запоминает прочитанное или рассказанное родителями.

Советы родителям по развитию речи ребенка

Познаем красоту мира вместе с ребенком
Познаем красоту мира вместе с ребенком

  • Время, когда ребёнок начинает говорить, зависит в большинстве случаев от окружающих его людей, прежде всего от родителей. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок всё время слышал внятную, осмысленную речь.
  • При прогулке с ребенком необходимо объяснять ему значение увиденных предметов и объектов.
  • Для совершенствования речевого развития также полезен контакт с природой.
  • Ни в коем случае не отмахивайтесь от тех вопросов, которые задает ребенок, а постарайтесь максимально подробно ответить на них. Ведь из Ваших ответов у ребёнка формируется восприятие мира и, прежде всего, построение речевых конструкций..
  • Учите ребенка тщательно рассматривать интересующие его объекты, охарактеризовывать их, выделять главные свойства. Это развивает наблюдательность и внимание.
  • Читайте ребенку книги, учите с ним вместе стихи, пойти песенки.
  • Попросите ребенка, чтобы он рассказал, например, бабушке или дедушке свою любимую сказку, стих или интересное событие. Таким путем идет формирование монологической речи.

Когда ребенок начинает говорить? Нормы и сроки /видео/


Когда ребенок начинает говорить


Что делать, если ребенок не говорит до трех лет


Когда он заговорит?


10 способов научить ребенка говорить


Современные причины отставания в речевом развитии детей

Вывод:

Конечно же, приведенные выше параметры весьма условны и варьируются в зависимости от разных факторов. Беспокоиться стоит начинать, если к 3,5 - 4 годам ребенок не разговаривает вообще. В таких случаях необходимо полное медицинское обследование для выявления причин этого явления. По результатам этого обследования принимаются соответствущие меры, и, по необходимости, назначается лечение, если задержка речевого развития связана с какими-либо устранимыми патологиями.





2018-03-12 09:32:02
комментарии:

- Блог супер мамы связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Все услуги фриланса по 500 рублей!
ПАБЛИК СУПЕР МАМ ВКОНТАКТЕ! ПОДПИШИСЬ!: