Блог супер мамы

Стоит ли наказывать ребенка

Так нельзя
Так нельзя

К сожалению, мы не живем в идеальном мире, полном гармонии и взаимопонимания. И вопрос воспитания детей в данном случае - не исключение. Каждый родитель мечтает о хорошем будущем для своего ребенка. Но на пути к взрослению в воспитании ребенка существует масса жизненных ситуаций, в которых не обойтись без наказания. В старину особенно не заморачивались вопросами психологии и взаимодействия с ребенком: шлепки, подзатыльники, розги - были обычным делом. Да что греха таить, и в наше время, как бы мы ни старались преподносить культуру семейного воспитания, как систему без физического насилия в отношении ребенка, ситуации такие имеют место быть. И шлепают детишек по мягкому месту, и ремня порой дают. Все зависит от культурного уровня семьи. 
Физическое наказание - крайняя мера, частично оправданная (хотя побоям нет оправдания), в тех случаях, когда возникает угроза жизни ребенка, а другие аргументы оказываются бессильными. Однако, чтобы вырастить гармонично развитого человека, не отягощенного страхами и комплексами, следует стремиться отказаться от физического воздействия вообще, научиться взаимодействовать с ребенком, понимать его и направлять. Тогда потребность в телесных наказаниях отпадет сама собой. В нашей статье мы постараемся вместе с Вами вникнуть в основные вопросы воспитания, чтобы лучше понимать мышление малыша.
 

Ребенок до трех лет

Не пугайся мама, я познаю мир
Не пугайся мама, я познаю мир

Ребенка до двух лет как-либо наказывать вообще бессмысленно. В таком возрасте он не понимает опасности или неприемлемости производимых им действий. Задача родителя в данной ситуации - отвлекать и направлять. Очень распространенная ситуация - малыш закапризничал, его невозможно успокоить. Нервы родителей не выдерживают и следует шлепок по попе. Ни в коем случае делать этого не стоит. У ребенка такого возраста для капризов и плача есть обоснованные причины. Такое поведение зачастую сигнализирует о том, что ребенок хочет спать, есть, устал, или начинает заболевать. Устраните возможные причины капризов, и наказание не понадобится. Ребенок более старшего возраста, примерно к трем годам, уже понимает некоторые моменты, в которых он поступает неправильно. С ним можно договориться, объяснив простейшие ситуации, которые неприемлемы, и по какой причине. Однако не следует ожидать от ребенка глубинного понимания сути вещей и полного осознания. Он - чистый лист, и познает мир, изучает его, узнавая, что можно делать, а чего нельзя. Что хорошо и что плохо. И на пути познания совершает естественные ошибки.

Психологические кризисы детей разных возрастов

Беседуйте с сыном
Беседуйте с сыном

Зачастую родители жалуются, что ребенок не прислушивается к их мнению, все делает как бы назло, воспитательные меры и беседы не приносят результата. Однако не стоит думать о Вашем ребенке плохо. Все это лишь возрастные кризисы, зная о которых, Вы, как взрослый человек, сможете выработать необходимую стратегию поведения, исходя из конкретной ситуации. 
Вот три основных кризисных момента нормального взросления ребенка:

  • Кризис трехлетнего возраста. 
    Происходит в период от 2,5 до 4 лет. Ребенок начинает понимать, что весь мир сконцентрирован не только в маме. Возрастает стремление к самостоятельным действиям, требующим постоянного родительского контроля. Ребенок ощупывает границы дозволенного в поведении, поступках. Любящее, но твердое очерчивание постоянных рамок дозволенного со стороны родителей позволит ребенку чувствовать себя увереннее в расширяющемся для познаний мире. Основные причины капризов, плохого поведения и истерик в таком возрасте - несинхронизированная система воспитания взрослыми в семье. Например, папа строгий, а мама балует. Ребенок в смятении, и пытается найти основную точку, провоцируя родителей.
  • От семи лет и более.
    В этом возрасте у ребенка появляются интересы, не очерченные лишь кругом семьи. Появляются интересы и друзья, о которых родители могут знать очень мало. Ребенок иногда может принимать самостоятельные решения во многих вопросах, не ставя родителей в известность. В этом возрасте нужно тщательно следить за кругом общения и интересами ребенка, чтобы при необходимости скорректировать их. Иногда влияние улицы и неподходящих знакомых может стать сильнее авторитета родителей.
  • Подростковый возраст.
    Этот период по праву можно назвать самым сложным периодом воспитания. Ребенок вырастает, перестает придавать значение мнению родителей. Формирует свой круг интересов и общения, зачастую чуждый и непонятный для родителей. Любую критику и недовольство принимает в штыки. На фоне гормональных изменений детьми порой совершаются неадекватные поступки. В этот период важно не давить на ребенка, стараясь загнать его в привычные рамки, а подружиться с ним и учиться взаимодействовать, при взаимном доверии. Ведь совсем скоро он станет взрослым, сложившимся человеком со своим взглядом на жизнь. Наша задача, как взрослых - посредством опыта уберечь ребенка от глобальных жизненных ошибок. 

Правильный подход к наказанию

Говорите спокойно
Говорите спокойно

  1. Выказывайте свои претензии ребенку без агрессии, спокойным голосом, обоснованно.
  2. Не выдвигайте ультиматумы и не приказывайте. Это может вызвать протестное неповиновение. Объясните ребенку суть проблемы, и какие последствия могут возникнуть. В том числе и в виде наказаний.
  3. Прежде чем предъявлять ребенку какие-либо требования, убедитесь, что Вы сами соответсвуете им и выполняете их. "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему."
  4. В наказаниях важна последовательность. Определенный поступок должен иметь определенные последствия. Нельзя наказывать за одну и ту же повторяющуюся провинность по разному.
  5. Договоритесь с другими членами семьи об одинаковой политике наказаний. Например, если мама наказала ребенка, лишив его сладостей, а бабушка тайком сует дитятке конфетку, ребенок не вынесет никакого опыта из наказания. Кроме чувства, что можно манипулировать на бабушкиной жалости.
  6. Ребенок должен уяснить, что за плохим поступком всегда идут неприятные для него последствия.
  7. Наказывать необходимо сразу после проступка. Иначе чувство вины у ребенка со временем рассеется и наказание будет казаться чрезмерным и обидным.
  8. Нелицеприятный и постыдный поступок не следует выносить на общее обсуждение. Обсудите проблему наедине с ребенком.
  9.  Никогда не обзывайте малыша. Проступок забудется со временем, а память об оскорблении останется. Воспитательные меры нужно направлять на оценку поступка ребенка, действие ребенка. А не на его личность.
  10. Не развивайте в ребенке постоянное чувство вины и неуверенности, напоминая о прошедших плохих поступках.
  11. Не наказывайте ребенка, основываясь на словах посторонних. Выясните степень вины, а уж затем решайте, достоин ребенок наказания или нет. Возможно, он совсем не виноват, и несправедливое наказание неуместно.
  12. Наказание должно быть справедливым и адекватным совершенному поступку. Не стоит срываться на беззащитном ребенке, если у Вас проблемы на работе или плохое настроение.

Меры воспитательного воздействия

Трудно быть мамой
Трудно быть мамой

Как правило, в большинстве случаев, может помочь душевная, разъяснительная беседа о возникшей проблеме. Ребенку важно, чтобы Вы его понимали, а для Вас важно понимать его. Если между взрослым и ребенком существует доверие, ребенок не замкнется в себе, копя агрессию, а расскажет Вам, что сподвигло его к нехорошему поступку. Вместе Вы обсудите это, и выработаете правильную стратегию поведения в похожей ситуации. Иногда бывает полезно рассказать ребенку, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Столкнувшись на собственном опыте с Вашей правотой, в следующий раз он прислушается к Вашему мнению. Если ребенок глух к логическим доводам и Вашему мнению, и все равно поступает по-своему, повторяя плохое поведение или поступки, дистанцируйтесь от него на некоторое время, игнорируйте его полностью. Но такое наказание не стоит применять из-за мелких провинностей, а только лишь в серьезных случаях. С совсем маленькими детьми работает метод ограничений - лишить сладкого, поставить в угол. запретить на время любимые мультики. Впрочем, каждый ребенок сугубо индивидуален, и стиль воспитательного поведения может варьироваться от демократичности до крайней строгости в зависимости от каждого конкретного случая.

Поощрение или наказание?

Лучший подарок
Лучший подарок

Ни для кого не секрет, что система поощрений и наказаний - действенный инструмент в управлении людьми. и ребенок не исключение. Можно сказать, что система поощрений болеей действенна в воспитании ребенка, чем наказание. Маленькому ребенку в награду за хорошее поведение можно подарить игрушку, о которой он давно мечтал. Ребенок постарше будет рад давно обещанному щенку, походу в развлекательный центр или новой модели телефона. Чтобы поднять успеваемость в школе, можно ввести систему финансового поощрения за хорошие оценки. У каждого ребенка свои мечты и моменты, могущие принести радость. Умело манипулируя системой поощрений, взрослый может без крика, увещаний и скандалов достичь желаемого результата. 

Стоит ли наказывать ребенка /видео/


Как Правильно Наказывать Ребенка


Как не избаловать ребенка


КАК НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО


Можно ли Наказывать Детей?


Наказывать или не наказывать ребенка. Психолог Александр Колмановский

Вывод:

Воспитание ребенка - сложный и многогранный процесс. Стараясь делать это правильно , логично и справедливо, родители имеют больше шансов вырастить своего ребенка в любви и взаимопонимании, счастливым и уверенным в себе человеком.





2018-03-12 10:14:58
комментарии:

- Блог супер мамы связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


Все услуги фриланса по 500 рублей!
ПАБЛИК СУПЕР МАМ ВКОНТАКТЕ! ПОДПИШИСЬ!: